Афонин Александр Ефимович (1900-1943)

 

Родился в 1900 г. в г. Николаеве Херсонской губернии в рабочей семье, учился в начальной школе в Москве, затем в Строгановском художественно-техническом училище, получил специальность ткач-рисовальщик. С августа 1917 г. в комсомоле (Союз рабочей молодежи IIIИнтернационал). В 1919-1920 гг. политработник в РККА, потом учился во ВХУТЕИНе на текстильном факультете, работал в ЦК профсоюза текстильщиков. В 1927 г. был политработником в Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) в Крыму. В 1927-1930 гг. на работе в МК и ЦК ВЛКСМ, заведовал Истмолом.

С марта 1930 г. Афонин работал в Институте Ленина (ИМЭЛ при ЦК ВКП(б)) заведующим секцией истории комсомола, научным сотрудником в секторе истории ВКП(б) и секторе произведений В.И. Ленина. С февраля 1938 г. - в ЦПА, работал инструктором отделений архива на местах, сначала младший, затем старший научный сотрудник. В 1939-1940 гг. снова в РККА, старший политрук 105 авиабазы. В апреле 1940 г. вернулся в архив. В марте 1941 г. Афонин выполнял поручение руководства - разыскать архив Г.К. Орджоникидзе для передачи его в ЦПА. Ознакомиться с архивом, который тогда находился в помещении Наркомата тяжелой промышленности СССР на пл. Ногина, ему не разрешили, но попутно Афонин смог выявить в архиве Наркомата нефтяной промышленности четыре документа И.В. Сталина, которые были переданы в ЦПА (Ф. 71. Оп. 3. Д. 131. Л. 157).

В августе 1941 г. ушел добровольцем в народное ополчение. Из воспоминаний Н.Н. Суровцевой: «Многие сотрудники добровольно вступили в народное ополчение. Помню, я позвонила Александру Ефимовичу Афонину (он был научным сотрудником архива, с ним меня связывали долгие годы совместной работы и дружеские отношения). Его не оказалось дома. Спрашиваю подошедшую к телефону жену: «Как у Саши настроение, где он?» Говорит: «Настроение как полагается, ушел заказывать себе вторые очки».

Для меня этим было сказано многое. Я знала, что будучи близоруким Афонин беспокоился, как бы не оказаться на фронте без запасных очков (в 1939 г. он был на финском фронте политруком в авиационной части). В начале июля он пошел одним из первых записываться в народное ополчение. В райкоме отвечают: пойдете по мобилизации. Пошел в военкомат, приходит огорченный: «Оставили до особого, а я уже давно вещи приготовил». Наконец, приходит в разгар упаковки наших материалов для эвакуации. Подошел ко мне и тихонечко сказал: «Ну вот, вызывают, наверное теперь уж поеду…» Больше я его не видела (В суровые годы войны. Воспоминания сотрудников Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Документы. М., 1986. С. 103-104).

На фронте Афонин служил сначала политруком, был военным комиссаром 155-го автохлебозавода, получил медаль «За боевые заслуги» в 1942 г. (добился перевыполнения плана на 280%). Потом получил звание капитана, был командиром 1138 стрелкового полка. В архиве сохранились его письма Н.Н. Суровцевой за 1943 г. Умер в госпитале 27 ноября 1943 г. Похоронен в Смоленске на Тихвинском кладбище, могила №45.