Мобилизационный режим

Сверхцентрализация, жесткость и жестокость управления обеспечили мобилизацию всех ресурсов в одном центре и оперативность управления ими. Без подобной мобилизации победить в этой войне было невозможно, особенно после провального начального периода. И эту мобилизацию обеспечил тот политический режим, который создал персонально Сталин и который без Сталина как легитимного суверена существовать не мог. Сталинский аппарат управления и он сам в качестве его персонифицирующего элемента продемонстрировали определенную   эффективность. Важно, однако, понимать также, что структурообразующим элементом системы управления были внеэкономическое принуждение, прямое насилие и отсутствие порога, да и самого понятия приемлемости потерь, неизбежно имевшие результатом их неоправданный рост. Особенностью советской системы было и переплетение идеологических, административных, производственных и репрессивных аппаратов, что являлось сильной мобилизующей стороной сталинской системы управления. Используя этот аппарат при быстром продвижении вермахта вглубь страны, сталинский режим сумел спасти экономический и человеческий потенциал, необходимый для дальнейшего ведения войны. Это стало решающим фактором в условиях потерь в течение 1941 – начала 1942 г. громадных территорий и населения.

Провалы в политической и организационной подготовке к войне привели к поражениям первого периода, разгрому и деморализации кадровой армии. Потребовались неимоверные усилия, жесточайшие меры, в том числе и карательные, для восстановления воинской дисциплины и морального духа армии, ее готовности сопротивляться и побеждать.

«Об ответственности военнослужащих»

29 июня 1941 г. ЦК и СНК примут постановление «Об организации сопротивления в тылу немецких войск», которое не только положит начало зафронтовой борьбе. Этим постановлением будут также конкретизированы задачи органов безопасности и внутренних дел, которым вменялась охрана тыла, предприятий, борьба с дезертирами и паникерами, уничтожение шпионов. Уже с конца июня 1941 г. начальниками войскового тыла фронтов и армий начнут формироваться подразделения заградительной службы, чьи функции заключались в задержании и проверке бойцов, покидавших поле боя, выявлении дезертиров, трусов и паникеров, ведение борьбы с десантами и агентурой противника. Использовались меры пресечения вплоть до расстрелов. 5 сентября Ставка ВГК разрешит формирование уже заградотрядов, призванных предотвращать самовольный отход частей, останавливать их в случае бегства, при необходимости применять оружие. В июле в соответствии с решением ГКО будут формироваться особые отделы – органы контрразведки, наделявшиеся правом арестов дезертиров и расстрелов на месте. В их распоряжение передавались подразделения войск НКВД по охране тыла.

Репрессии становятся одним из средств мобилизации военнослужащих к исполнению воинского долга. 10 июля начальник Генерального штаба Г.К. Жуков укажет командующему Северо­-Западным фронтом на то, что «до сих пор не наказаны командиры... как предатели, бросающие позиции и без приказа отходящие с оборонительных рубежей. При таком либеральном отношении к трусам, – подчеркнет Жуков, – ничего с обороной у Вас не получится». 16 июля 1941 г. постановлением ГКО будет привлечено к суду военного трибунала военное руководство Западного фронта и отдельные лица из командного состава Западного, Северо­-Западного и Южного фронтов. Командующий Западным фронтом Павлов и ряд других руководителей будут расстреляны за «позорящую командира трусость, бездействие власти, отсутствие распорядительности, развал управления войсками, сдачу оружия противнику без боя и самовольное оставление боевых позиций». 2 августа Берия направит в ГКО на имя Сталина докладную о случаях «умышленного саморанения в целях уклонения от участия в боевых действиях» и предании виновных суду военного трибунала.

Совсем не случайным выглядит появление приказа Ставки Главного Командования Красной армии № 270 от 16 августа 1941 г., подписанного Сталиным, об ответственности военнослужащих и членов их семей за сдачу в плен и оставление врагу оружия. Как известно, этот приказ содержал также декларацию об уголовном преследовании членов семей таких военнослужащих. Угроза репрессий становится одним из средств восстановления боевого духа.

Чрезмерный характер использования репрессий станет вскоре очевидным высшему политическому руководству. 4 октября 1941 г. нарком обороны издаст приказ № 0391 «О фактах подмены воспитательной работы репрессиями». В нем будет отмечено: «За последний период наблюдаются частые случаи незаконных репрессий и грубейших превышений власти со стороны отдельных командиров и комиссаров по отношению к своим подчиненным...

Однако репрессивные меры надолго останутся важнейшим инструментом борьбы с проявлениями недисциплинированности в среде личного состава РККА. В декабре 1941 г. Сталин завизирует докладную записку Берии о целесообразности создания специальных лагерей НКВД с организацией при них особых отделов для проверки бывших военнослужащих Красной армии, находившихся в плену или в окружении противника. В конце июня 1942 г. ГКО примет постановление «О членах семей изменников Родины». Согласно ему совершеннолетние члены семей лиц, осужденных за шпионаж в пользу Германии и других воюющих с СССР стран, за переход на сторону врага, предательство или содействие оккупантам, службу в карательных органах подлежали к ссылке в отдаленные местности на срок до пяти лет. Одним из наиболее известных станет приказ № 227 от 28.07.1942 г. «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной армии и запрещению самовольного отхода с боевых позиций» (содержащий знаменитый призыв «ни шагу назад!»). Будет отдано приказание сформировать штрафные батальоны для рядового и командного состава, «куда направлять провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости». Будет признано также необходимым сформировать 3–5 заградительных отрядов в каждой армии, поставить их в тылу неустойчивых дивизий «и обязать их в случае паники… расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной». 12 августа 1942 г. Сталин подпишет приказ, которым военным советам действующих армий разрешалось предавать суду военного трибунала лиц среднего и старшего начсостава. 21 августа 1943 г. нарком обороны выпустит приказ «О предоставлении права командирам частей и соединений направлять своей властью, без суда в штрафные роты лиц сержантского и рядового состава, провинившихся в совершении некоторых видов преступлений». К такого рода преступлениям будут отнесены «самовольные отлучки, дезертирство, неисполнение приказания, промотание и кража военного имущества, нарушение уставных правил караульной службы и иные воинские преступления…» 4 ноября 1944 г. ГКО примет постановление о порядке проверки бывших военнопленных – военнослужащих Красной армии в специальных запасных частях военных округов и возможном их использовании в пополнении войск фронтов, в формировании штурмовых батальонов, на строительстве наркомата внутренних дел и др.  Вместе с тем необходимо отметить, что в 1944 г. будет ликвидирован сыгравший свою роль  инструмент, созданный для поддержания дисциплины в действующей армии в критический начальный период войны. 29 октября приказом наркома обороны «О расформировании отдельных заградительных отрядов» их личный состав направлен на пополнение стрелковых дивизий.

Война вынудит пересматривать репрессивные решения, принятые ранее. В сентябре 1941 г. Сталин согласится освободить группу осужденных авиаконструкторов – Туполева, Немана, Чижевского др., вернуть им ордена и медали. В сентябре Сталин поддержит ходатайство Берии об освобождении от дальнейшего отбытия наказания некоторых категорий несовершеннолетних заключенных и передаче их Главному управлению трудовых резервов при СНК СССР.

Развертывание мобилизационного режима будет проходить по разным направлениям. В январе 1942 г. ГКО примет постановление «О порядке передвижения военнообязанных в военное время и ответственности за уклонение от воинского учета». «Лиц, уклоняющихся от воинского учета, призыва к мобилизации, предавать суду военного трибунала», – так завершается это постановление.  В марте  Пленум Верховного суда СССР принял постановление «О возможности и порядке применения примечания 2 к статье 28 УК РСФСР и соответствующих статей УК других союзных республик по делам о дезертирстве в военное время». Верховный суд решил дать судам указание: «Дезертирство в военное время влечет за собой расстрел с конфискацией имущества». В октябре ГКО примет еще одно постановление – «О мерах наказания дезертиров, занимающихся бандитизмом, вооруженными грабежами и контрреволюционной повстанческой работой». На совершеннолетних членов семей дезертиров распространялось действие постановления ГКО от 24 июня 1942 г. «О членах семей изменников родине». Согласно постановлению, «аресту и ссылке в отдаленные местности СССР на срок в пять лет» подлежали совершеннолетние члены семей военнослужащих и гражданских лиц, осужденных судебными органами или Особым совещанием при НКВД за шпионаж в пользу Германии и других воюющих с СССР стран, за переход на сторону врага, предательство или содействие оккупантам, за службу в карательных или административных органах и за попытку к измене родине и «изменнические намерения».

Потребуются неимоверные усилия, жесточайшие меры, в том числе и карательные, для восстановления воинской дисциплины и морального духа армии, ее готовности сопротивляться и побеждать. В армии и в 1942 г. продолжатся репрессии против командного состава, и в качестве карательной меры за военные поражения, и с целью поддержания дисциплины. При этом репрессии, вероятно, отражали персональные особенности личности руководителя государства.

Вопрос о целесообразности использования того или иного из мобилизующих мероприятий, понуждавших представителей класса управляющих и рядовых граждан к должному исполнению своих обязанностей, надолго останется острым и актуальным. Качество гражданского управления, так же, как и управления войсками в критической ситуации 1941–1942 гг., во многом зависело от морально-­психологического состояния представителей класса управляющих. В каком состоянии подошла элита страны к испытаниям начального периода войны, была ли она внутренне мобилизована и психологически готова к предстоящим испытаниям, вот вопрос, на который историкам предстоит дать ответ. Документы, имеющиеся в нашем распоряжении, свидетельствуют о том, что настроения значительной части элиты оставляли желать лучшего. Об этом свидетельствует, в том числе, и одно из писем А.А. Жданова Сталину от 9 июня 1942 г., в котором он признается: «При всех золотых качествах ленинградского народа приходится все время следить, чтобы никто не вешал нос на квинту, а элементов депрессии немало, в том числе и в активе, и они питаются затяжной блокадой».

«О порядке эвакуации…»

Важнейшее место в ряду мобилизационных мероприятий занимает эвакуация. 24 июня 1941 г. Сталин подписывает постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О создании Совета по эвакуации» на правах постоянной комиссии при Совнаркоме Союза для эвакуации «населения, учреждений, военных и иных грузов, оборудования предприятий и других ценностей». Возглавить Совет в качестве председателя будет поручено Л.М. Кагановичу, которого на этой должности очень скоро – уже 3 июля – заменит Н.М. Шверник. В сферу компетенции Совета войдет определение подлежащих эвакуации предприятий и учреждений, средств и сроков их перемещения, мест размещения. На Совет были возложены и функции контроля за проведением осуществляемых мероприятий. 5 июля СНК примет постановление «Об эвакуации рабочих и служащих эвакуируемых предприятий», в тот же день утвержденное Политбюро. В тот же день принимается и постановление «О порядке эвакуации населения в военное время». 16 июня принимается решение о материальной поддержке эвакуируемых «Об ассигновании из союзного бюджета 10 млн рублей для оказания помощи эвакуируемому населению».

11 июля ГКО примет постановление «Об эвакуации промышленных предприятий», которым будет утвержден разработанный к тому времени план эвакуации по специальному списку. Согласно этому постановлению, утверждался план перемещения московских и ленинградских промышленных предприятий, в том числе пяти ленинградских заводов наркомата боеприпасов, что сыграет очень скоро негативную роль в организации обороны Ленинграда. На эвакуацию предприятий списка отводилось 5–7 дней. Сами эвакуируемые заводы были определены несколькими днями ранее – 2 июля – совместным решением ЦК ВКП(б) и СНК СССР. Наркомату путей сообщения было предписано выделить под эту эвакуацию 40940 вагонов. При Совете по эвакуации было решено создать контрольную группу инспекторов во главе с А.Н. Косыгиным.

Неблагоприятное развитие событий заставит принять ряд решений об уничтожении имущества на оставляемой территории. 22 июля ГКО примет постановление «О посевах в прифронтовых районах», которым руководителям партийных, советских и земельных органов, из которых проводится эвакуация, «уничтожать все посевы… произведенные государственными организациями». Часть посевов зерновых культур и картофеля разрешалось передавать «остающимся колхозникам».

Чрезвычайная актуальность эвакуационных мероприятий объясняется тем простым обстоятельством, что летом 1941 г. в зоне боевых действий в прифронтовых областях оказались более 80% предприятий оборонной промышленности.

На проведении эвакуационных мероприятий сказывалось отсутствие заранее разработанного и утвержденного плана эвакуации. На это прямо указал в свое время член Совета по эвакуации зам. наркома путей сообщения Н.Ф. Дубровин: «Конкретными, заблаговременно разработанными эвакуационными планами на случай неблагоприятного хода военных действий мы не располагали… Между тем, необходимого опыта планирования и проведения столь экстренного перемещения производительных сил из западных районов на восток у нас не было».

Неподготовленный характер эвакуационных мероприятий ясно виден на ряде примеров, в том числе Москвы и Ленинграда. 15 июля 1941 г. заместитель наркома госбезопасности И.А. Серов направит секретарю ЦК ВКП(б) А.С. Щербакову докладную записку о недостатках в деле эвакуации населения с московских железнодорожных вокзалов, которую начнет с констатации, «что эвакуация проходит неорганизованно». 7 июля Совет по эвакуации принимает постановление «Об эвакуации членов семей рабочих и служащих из г. Ленинграда». Этим постановлением Ленинградскому горисполкому разрешалось эвакуировать 500 тыс. членов семей рабочих и служащих. Не раз секретарь Ленинградского обкома А.А.  Жданов получит упрек от Сталина за «торможение дела эвакуации населения». Впервые эта претензия прозвучала в середине лета 1941-­го. 29 августа Молотов и Маленков, командированные Сталиным в Ленинград, доложат ему о первых итогах поездки. Свое донесение они начнут с доклада о «резкой критике» ошибок, допущенных Ворошиловым и Ждановым. Среди них будет названо «торможение дела эвакуации населения Ленинграда». Вновь пеняет на это Жданову Микоян спустя уже полгода после начала военных действий на пике самой страшной блокадной зимы.

Проблемы в сфере эвакуации заставят усилить партийный контроль. Секретарь ЦК, председатель Комиссии партийного контроля А.А. Андреев 21 августа направит на места шифротелеграмму, в которой обяжет местных руководителей ежедневно проверять прием, размещение и пуск в эксплуатацию эвакуированных заводов, использование рабочей силы. Предписывалось также докладывать каждые три дня о проделанной работе и положении дел. 22 августа Оргбюро ЦК примет постановление «О детях, эвакуированных из Москвы и Ленинграда». В нем будет отмечено, что «для эвакуированных детей до сих пор не созданы нормальные бытовые условия и не обеспечено их надлежащее медицинское обслуживание», намечены необходимые меры, вмененные к исполнению обкомам, крайкомам ЦК компартий союзных республик.

Надо сказать, что недостатки в организации эвакуации присущи действиям и местных властей, и центральных. 2 июля 1941 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР принимают постановление «О разгрузке Ленинграда от предприятий Наркомата боеприпасов», согласно которому был определен перечень заводов, подлежащих эвакуации. Негативные последствия этого решения для организации обороны в виде возникновения снарядного голода вполне ясно проиллюстрированы документами, исходящими с разных уровней военного управления, цитированными выше. 28 августа Сталин останавливает объявленную ГКО днем ранее эвакуацию Кировского и Ижорского заводов, а всю бронетанковую продукцию оставляет в распоряжении фронта. Однако 4 октября Сталин вновь передает Жданову и Кузнецову «предложение Москвы» «вывести на восток из Ленинграда» оборудование, кадры инженеров, техников и квалифицированных рабочих заводов, занятых производством танков и танковых пушек, – Кировского, Ижорского, завода № 174, «причем для Ленинграда оставить 50 штук готовых танковых пушек». Рекомендацию эту Сталин дает, опираясь на постановление ГКО № 737 от того же 4 октября «О Кировском и Ижорском заводах и заводе № 174». Судя по этим решениям, практически лишающим войска, обороняющие Ленинград, боевой техники, сдача города рассматривается Верховным Главнокомандованием как один из возможных и очень реальных сценариев развития событий. Позднее, когда линия обороны стабилизируется, будет опять предпринята попытка остановить эвакуацию. 19 ноября Маленков запросит Кузнецова, «нельзя ли в короткий срок восстановить в Ленинграде производство КВ». Однако будет уже поздно, так как оборудование и большинство рабочих этих и других оборонных заводов в значительной степени уже вывезено.

Эвакуация населения и предприятий Москвы и Московской области начнется, как и в Ленинграде, уже в июне 1941 г. Будет принят целый ряд постановлений в этой сфере. Уже 27 июня СНК СССР принимает постановление «О вывозе из Москвы государственных запасов драгоценных материалов, драгоценных камней, Алмазного фонда СССР и ценностей Оружейной палаты Кремля». 28 июня совместным постановлением ЦК ВКП(б) и СНК принимается постановление о вывозе из Москвы ценностей Госбанка СССР. 29 июня принято постановление «О переводе из Москвы наркоматов и главных управлений». 29 июня Совнарком принимает постановление «Об эвакуации авиазаводов» из Москвы и Ленинграда. К ключевым мероприятиям в этой сфере будут отнесены эвакуация тела Ленина в Тюмень и эвакуация архивов. 13 июля Совет по эвакуации примет постановление «Об эвакуации Академии наук СССР» из Москвы и Ленинграда в Казань. Вероятно, советское руководство и в этом случае имело в виду возможность самого неблагоприятного сценария развития событий. 6 октября начальник 3-­го управления НКВД Н.Д. Горлинский подготовит справку о готовности отряда «ЗР» к ведению боевой и диверсионной деятельности в г. Москве в случае занятия города противником. 10 октября комендант Московского Кремля Н.К. Спиридонов направит заместителю наркома внутренних дел И.А. Серову докладную записку о подготовке минирования объектов Кремля. 12 октября ГКО принимает явно запоздавшее постановление «О строительстве третьей линии обороны г. Москвы». В тот же день принимается постановление «Об охране Московской зоны». На следующий день ГКО примет еще одно постановление – об эвакуации Большого, Малого театров, МХАТ и театра имени Вахтангова. 16 октября 1941 г. Москву охватит паника, спровоцированная постановлением ГКО «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы» (от 15 октября), предписывавшее сделать это «сегодня же», и не обеспеченное необходимыми организационными мероприятиями.

Ситуация с обороной Москвы долгое время будет расцениваться как сложная. Накануне советского контрнаступления ГКО примет постановление «О лесных завалах». Будет решено «для более прочного прикрытия дальних и ближних подступов к гор. Москве… усилить строящиеся полевые укрепленные полосы системой лесных завалов на всем фронте и направлениях, выводящих к гор. Москве». В тот же день командующий войсками Западного фронта Жуков направит Сталину докладную записку о плане контрнаступления под Москвой.

19 декабря в Совнарком на имя В.М. Молотова поступит докладная записка наркома по строительству С.З. Гинзбурга о строительстве общежитий, землянок и полуземлянок для сотрудников эвакуированных предприятий с приложением проекта землянки.

Следует признать, что мероприятия по эвакуации во многом носили не вполне продуманный и временами хаотичный характер. Могло ли по-­другому обстоять дело? Предусмотреть и безошибочно рассчитать объем перевозок такого масштаба и в подобных условиях было вряд ли возможно. Минимизировать проблемы могла бы заблаговременная проработка планов эвакуации, от которой Сталин откажется, как мы видим, накануне войны.

Несмотря на все недостатки организации и проблемы эвакуации, проведенные мероприятия достигли своей цели. К середине декабря 1941 г. были демонтированы 269 (82,7% из 325 намеченных к эвакуации предприятий оборонной промышленности. Перемещение оборонных предприятий будет в основном закончено к началу 1942 г. 25 декабря 1941 г. Совет по эвакуации при СНК  будет расформирован, а его аппарат управления передан вновь созданному комитету разгрузки при СНК под председательством А.И.Микояна.  Комитет был образован с целью «разгрузки транзитных и всяких иных застрявших надолго грузов на железных дорогах». Комитет завершит свою работу в мае 1945 г. Запуск эвакуированных предприятий, однако, будет отставать от запланированного графика. Исключением станут предприятия наркомата авиационной промышленности, которые в соответствии с графиком, утвержденным ГКО 9 ноября 1941 г., к 1 марта 1942 г. будут восстановлены в полном объеме и начнут выпускать авиационную продукцию.

Как покажут уже ближайшие события, решение о ликвидации Совета было преждевременным. В 1942 г. обострится военное положение на южном и юго-западном участках фронта, что станет причиной второй волны эвакуации промышленности в июне-сентябре 1942 г. ее масштабы и интенсивность будут существенно меньшими, чем в начальный период войны. Тем не менее, для ее проведения будет образована комиссия по эвакуации при Государственном комитет обороны под председательством Н.М. Шверника. Распоряжения  комиссии станут обязательными для всех наркоматов и местных органов власти и управления.

Уже современникам событий был ясен ключевой характер реализованных мероприятий по эвакуации. Показательной представляется оценка, данная корреспондентом ВВС и «SundayTimes» в Москве очевидцев событий Александром Вертом. «Эту эвакуацию промышленности во второй половине 1941 г. и в начале 1942 г. и ее “расселение” на востоке, скажет он в своей книге “Россия в войне 1941–1945”, – следует отнести к числу самых поразительных организаторских и человеческих подвигов Советского Союза во время войны».

«В порядке трудовой повинности»

Сформировавшийся аппарат управления обеспечивал сверхинтенсивный режим труда в тылу. Частью мобилизационных мероприятий станет регламентация трудовых отношений и поведения граждан на производстве.  25 июня 1941 г. принимается Указ Президиума Верховного Совета «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время». Этим постановлением вводились обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 часов в день, отменялись очередные и дополнительные отпуска (с заменой их денежной компенсацией), допускалось привлечение к сверхурочным работам подростков, не достигших 16­-летнего возраста.  Самовольная отлучка, опоздание или невыход на работу без уважительной причины приравнивались к воинским преступлениям или дезертирству и карались лишением свободы.

30 июня 1941 г. Политбюро утвердит проект постановления Совнаркома «О создании при Бюро СНК СССР Комитета по распределению рабочей силы» под председательством начальника Главного управления трудовых резервов при СНК СССР П.Г. Москатова с целью учета и целесообразного использования трудовых ресурсов. Председатель комитета получил право отдавать распоряжения по распределению рабочей силы в пользу оборонных нужд, обязательные для всех наркоматов и ведомств.

26 декабря 1941 г. Президиум Верховного Cовета СССР выпустит Указ «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий». Указ ужесточит репрессивные меры, уже действовавшие с 1940 г.

Через три дня – 29 декабря Совнарком примет постановление «Об очередном призыве молодежи в школы фабрично-заводского обучения» этим решением Главное управление трудовых ресурсов при СНК обязывалось принять в школы ФЗО в январе-феврале 1942 г. 200 тыс. человек из числа  городской и сельской молодежи путем призыва (мобилизации) и в порядке добровольного набора. Фабзавкомы на протяжении всех лет войны станут реальной кузницей кадров для советской промышленности, трудовые ресурсы которой будут обескровлены мобилизациями рабочих в действующую армию.

Трудовые мобилизации станут главным резервом советского руководства. 13 февраля 1942 г. Президиум Верховного Совета примет Указ «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве». Предварительно указ будет утвержден на Политбюро. Мобилизациям подлежало трудоспособное городское население в определенном возрасте. Уклоняющиеся от мобилизации подлежали привлечению к уголовной ответственности. В продолжение этой темы в сентябре того же года Президиум Верховного Совета примет еще один Указ «О переводе на положение мобилизованных рабочих, служащих и инженерно-­технических работников в близких к фронту районах». Согласно этому указу, названные категории работников закреплялись за теми предприятиями, в которых они работали.

В необходимых случаях они подлежали обязательной эвакуации. Гражданское население станет тем резервуаром, из которого власти будут черпать трудовые ресурсы для решения многочисленных проблем военного периода. Формировавшийся мобилизационный режим требовал обеспечить следование представителями всех слоев общества жесткой дисциплине, прежде всего в сфере производства. Еще одним примером подобной регламентации  может служить Указ Президиума ВС СССР от 15 апреля 1943  г.  «О введении военного положения на всех железных дорогах», проект которого предварительно был одобрен на заседании Политбюро. На всех железных дорогах объявлялось военное положение, всех рабочих и служащих предписано «считать мобилизованными», в связи с чем они закреплялись «для работы на железнодорожном транспорте». За преступления по службе работники подлежали суду Военного трибунала. В мае 1943 г. аналогичным решением будет введено военное положение на морском и речном транспорте.

24 апреля того же года Совнарком и ЦК ВКП(б) примут совместное постановление «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей в 1943 г.» Постановление сохранило порядок, установленный годом ранее. Некоторый итог под серией такого рода мобилизационных постановлений подведет Указ Президиума Верховного Совета «О порядке привлечения граждан к трудовой повинности для выполнения оборонительных и других работ в военное время». Указ подтвердит действие аналогичного указа от 22 июня 1941 г. о военном положении и постановления СНК от 10 августа 1942 г., но внесет изменение и установит, что «привлечение граждан к трудовой повинности… для выполнения оборонительных и других работ» может теперь производиться только с разрешения ГКО.

Такого рода управление трудовыми ресурсами станет одним из важнейших инструментов, позволявших решать разнообразные задачи экономического развития. Целый ряд распоряжений ГКО в годы войны будет посвящен решению локальных задач обеспечения рабочей силой тех или иных участков народного хозяйства.

В процесс трудовых мобилизаций будут вовлечены и школьники. 10 августа 1943 г. нарком просвещения РСФСР В.П. Потемкин, например,  направит в ЦК ВКП(б) докладную записку с просьбой разрешить начать учебный год 1 октября «в связи с массовым участием старших школьников в уборочных сельскохозяйственных работах в колхозах и совхозах».

В 1944 г. массовый характер приобретает использование на различных видах работ военнообязанных, годных к несению нестроевой службы. Только в январе будет принято несколько таких распоряжений – о мобилизации в Узбекской ССР, на территории Армянской, на Алтае, во Владивостокском порту. Эта практика продолжится и в 1945 г. В качестве трудового ресурса будут использоваться бывшие советские военнопленные и репатрианты. Одно из таких решений общего характера принимается, например, 18 августа 1945 г. К постановлению «О направлении на работу в промышленность военнослужащих Красной армии, освобожденных из немецкого плена, и репатриантов призывного возраста» будут приложены планы распределения рабочей силы по комбинатам и главкам наркоматов угольной промышленности и черной металлургии.

Контингенты освобождаемых из мест заключения также будут рассматриваться как трудовой ресурс, подлежащий мобилизации. Так, 6 февраля ГКО примет постановление о закреплении на работах Ижлеса всех освобождаемых из заключения до 1 января 1945 г. с отсрочкой от призыва в Красную армию. Аналогичным окажется распоряжение об оставлении заключенных, работающих на предприятиях и стройках наркомата цветной металлургии и отбывших наказание, на предприятиях наркомата и о предоставлении им отсрочки от призыва в армию и др. Советское руководство продолжит и нормативное регулирование этой сферы в целом.

Примером другого подхода станет принятие комплексных по своему характеру постановлений, предусматривавших всестороннее обеспечение производства того или иного вида продукции, в том числе трудовыми ресурсами. Так, 27 января ГКО примет постановление о мероприятиях по добыче и вывозе соли с сезонных соляных предприятий наркомата пищевой промышленности в 1944 году. Одним из приложений к этому постановлению специально регулировалось распределение рабочей силы из числа мобилизованных. Точно так же планы мобилизации рабочих будут приняты в качестве специальных приложений к постановлениям «О неотложных мерах по подготовке к лесосплаву в навигацию 1944 г.» от 23 февраля, «О добыче торфа в 1944 г.» от того же 23 февраля и целому ряду других аналогичных.

Одним из наиболее ярких примеров можно, пожалуй, назвать постановление ГКО от 3 февраля «О производстве запасных частей для проведения в 1944 г. капитального ремонта оборудования электростанций и сетей и мерах улучшения их эксплуатации». Среди множества приложений к этому постановлению под пунктом 9 с литерами от а) до р) будет принято 16 документов, посвященных теме обеспечения производства трудовыми ресурсами. Среди них будут значиться приложения о мобилизации квалифицированной рабочей силы с предприятий других наркоматов; о мобилизации взрослого неработающего населения и сельского трудоспособного населения на строительство, эксплуатацию и капитальный ремонт электростанций; план мобилизации рабочей силы для работы на торфопредприятиях; о мероприятиях по обеспечению рабочими и инженерными кадрами действующих и восстанавливаемых электростанций; о выделении молодых специалистов, окончивших вузы и техникумы, и т. д. Ряд приложений призваны решить проблему подготовки новых кадров: о призыве (мобилизации) молодежи в школы ФЗО и ремонтные училища энергетиков; о выделении молодых рабочих, окончивших школы ФЗО, ремонтные и железнодорожные училища, предприятиям, строительствам и торфопредприятиям наркомата электростанций; о подготовке квалифицированных кадров через курсовую сеть и индивидуально-­бригадное ученичество; о мероприятиях по улучшению качества подготовки и увеличению выпуска инженерных кадров для электростанций. Аналогичных постановлений в 1944 г. ГКО примет немало.

Вопросы обеспечения производственных планов трудовыми ресурсами будут рассматриваться в общегосударственных масштабах. Так, 4 мая 1944 г. будет принято постановление ГКО «Об обеспечении рабочей силой промышленности и строительства во 2 квартале 1944 г.» Советское руководство будет озабочено и качественными характеристиками используемых трудовых ресурсов. 1944 год начнется, например, с пространного постановления «О подготовке квалифицированных рабочих для шахт и заводов наркомата угольной промышленности», которое ГКО примет 1 января.

ГКО регулярно будет рассматривать вопросы обеспечения трудовыми ресурсами тех или иных производств  и на завершающем этапе войны.

Возможность оперативного управления человеческими ресурсами – и в качестве трудовых, и в качестве военных будет оставаться важнейшей составляющей мобилизационного режима. Принудительный труд в годы войны станет несущей конструкцией советской военной экономики. Принуждение в самых разнообразных формах будет применяться к разным социальным группам и охватит подавляющую часть трудоспособного населения страны.

Гулаг: «большая работа по укомплектованию рабочей силой»

В начальный период войны будут приняты ряд репрессивных актов, о некоторых из которых уже было рассказано. 6 сентября 1941 г. Берия выйдет на Сталина с докладной, в которой предложит расстрелять в соответствии с приложенным списком 170 заключенных, разновременно осужденных за террористическую, шпионско­диверсионную и иную контрреволюционную работу. Сталин завизирует ее, и ГКО через два дня примет соответствующее решение. 15 ноября Сталин подпишет еще одну записку Берии, содержавшую предложение привести в исполнение все приговоры к высшей мере наказания и предоставить Особому совещанию НКВД право выносить приговоры по ст. 58, 59 УК РСФСР вплоть до расстрела.

Зримым воплощением идеи и репрессивных практик в целом и принудительного труда, в частности, является ГУЛАГ. Заключенные ГУЛАГа и иные «контингенты» пораженных в правах будут важным резервом трудовых ресурсов, распределявшихся многочисленными постановлениями ГКО. Так, для решения топливных проблем ГКО 19 августа 1943 г. примет постановление о мобилизации на работу в угольной промышленности заключенных разных категорий НКВД («окруженцев», труд­ и спецпоселенцев, немцев и немок и др.). В апреле 1943 г. Л.П. Берия получит донесение об исполнении постановления СНК о переселении в 1942 г. в район Крайнего Севера 35 тыс. спецпереселенцев из числа немцев и бывших кулаков для работы в рыбной промышленности.
В 1943 г. НКВД получит указание о переселении с теми же целями еще 19 500 человек. В июне замнаркома внутренних дел А.П. Завенягин направит Г.М. Маленкову докладную, в которой сообщит о результатах «проведенных Наркомвнуделом мероприятий по комплектованию строек черной металлургии НКВД рабочей силой». В мае – июне 1943 г. на эти стройки было направлено 41 520 человек, и еще «около 11 000 военнообязанных из Средней Азии» было запланировано к отправке «в ближайшие 5 дней».

В марте 1945 г. начальник отдела учета и распределения заключенных ГУЛАГа направит в адрес начальника ГУЛАГа НКВД В.Г. Наседкина справку о численности и трудовом использовании заключенных. Согласно данным этого официального документа, по состоянию на 1 января 1945 г. в системе лагерей и поселений ГУЛАГа всего значилось 1 460 677 человек, из них в лагерях содержалось 715 506 человек, в колониях 745 171 человек. Кроме того, в лагерях содержалось 20 тыс. осужденных к каторжным работам и 100 тыс. мобилизованных немцев и других национальностей воюющих с СССР стран. Всего за период с 1 июля 1941 г. по 1 января 1945 г. для обеспечения выполнения заданий правительства по сооружению важнейших строек, добычи металла, угля, лесозаготовок была «проведена большая работа по укомплектованию рабочей силой строек и лагерей НКВД». Всего за этот период было «завезено» 2 268 000 человек. Помимо обеспечения рабочей силой лагерей и строек НКВД «значительное количество рабочей силы из числа заключенных» выделялось для работ других наркоматов, в числе которых оказались все основные: наркоматы авиационной промышленности, танковой, вооружений, боеприпасов, черной металлургии, лесной, текстильной промышленности и т. д. На таких контрагентских работах на 1 января было занято 265 140 заключенных.

В 1945 г. для трудовых мобилизаций станет активно использоваться категория привлеченных к уголовной ответственности за малозначительные преступления – прежде всего за самовольный уход с предприятий (по указам Президиума ВС СССР от 26 июня 1940 г. и от 26 декабря 1941 г.), а также за бытовые преступления. Эта категория заключенных будет освобождаться от уголовной ответственности и направляться на работы в народное хозяйство. Потребности развития экономики будут способствовать запуску процесса гуманизации пенитенциарной системы. Одно из таких решений будет принято 3 января и затронет 3000 человек. Они будут освобождены от дальнейшего отбывания наказания и направлены на работу на заводы Наркомата боеприпасов в ряде областей СССР. 2 февраля таким же постановлением еще 4000 человек будут направлены на заводы Наркомата вооружений. 8 марта 4000 человек из числа «привлеченных к ответственности за самовольный уход с предприятий и бытовые преступления» будут освобождены от дальнейшего отбывания наказания и направлены на авиамоторные заводы Наркомата авиапромышленности. 5 апреля 1500 человек из той же категории будут направлены на работу в объединения «Азнефть» и «Азнефтезаводы».

Заметное место в правоприменительной практике займет такая категория осужденных, как дезертиры. В конце января 1945 г. оргинструкторский отдел ЦК ВКП(б) получит докладную записку из прокуратуры СССР. Из нее мы узнаем, что только во втором полугодии 1944 г. было арестовано и предано суду 148 906 дезертиров, что составило 38,4 % дел, «законченных расследованием по указу от 26 декабря 1941 г.»

Ряд репрессивных решений будут пересматриваться в сторону смягчения. В июне 1943 г. ГКО примет решение по докладной Берии к Сталину с ходатайством о снятии судимости с инженеров­заключенных конструкторского бюро, работающих над созданием новых видов артиллерийского вооружения. В 1944 г. будет принято несколько решений о досрочном освобождении и направлении на заводы, в частности, Наркомата авиационной промышленности 6 тыс. человек, осужденных за самовольный уход с предприятий и бытовые преступления. Приближение конца войны будет способствовать ослаблению репрессивного режима. 15 января 1945 г.   издается указ Верховного Совета об освобождении от наказания осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей. 7 июля 1945 г. Президиум ВС СССР издаст Указ «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией». Он коснется в основном тех, кто был осужден за нарушение трудовой дисциплины, самовольный уход с предприятий, за воинские и уголовные преступления, если срок наказания не превышал трех лет. Амнистии также подлежали военнослужащие, осужденные за некоторые воинские преступления (самовольное оставление части, неявка в срок на службу, уклонение от демобилизации и др.). До 1 октября по этой амнистии из лагерей будет освобождено 620 753 заключенных. Амнистия не коснулась тех, кто находился в ссылке и на спецпоселении, а их по состоянию на 1 апреля насчитывалось 2 212 126 человек. Уже 13 августа ГКО примет постановление «О сокращении плана хозяйственных работ Наркомата внутренних дел в связи с амнистией». Всего за годы войны через лагеря и колонии ГУЛАГа прошло более 5 млн заключенных, из них 1 млн 200 тыс. человек были досрочно освобождены и отправлены на фронт. В 1945 г. в лагерях, колониях и тюрьмах умерло 87 903 человека. И это самый низкий показатель за все годы войны. Согласно официальной статистике смертности заключенных, в 1941 г. в лагерях, колониях и тюрьмах умерло (без учета расстрелянных) 135 864 человека, в 1942 г. – 372 348, в 1943 г. – 288 599, в 1944 г. – 124 725, в 1945 г. – 87 903.

«Произвести переселение…». Депортации народов СССР в годы войны

В 1941–1944 гг. советское руководство осуществит депортации ряда народов СССР. Первыми в превентивном порядке будут подвергнуты депортациям немцы. 6 сентября 1941 г. в ГКО на имя Сталина поступит докладная записка Л.П. Берии по «немецкому» вопросу. Будет предложено «всех лиц, состоящих на оперативном учете как антисоветский и сомнительный элемент, 2950 человек арестовать, а остальную часть немецкого населения 8617 человек переселить в северные области Казахской ССР». Было предложено также «произвести переселение в Казахскую ССР… немцев, проживающих в Ростовской области в количестве 21 400 человек». 21 сентября Берия направит Сталину еще одну докладную о переселении в Казахскую ССР еще 141 240 человек из Краснодарского и Оржоникидзевского краев, Тульской области, Кабардино­-Балкарской и Северо­-Осетинской АССР, предварительно арестовав «антисоветский и сомнительный элемент».

В дальнейшем продолжатся депортации этнических групп, чья лояльность советскому государству была поставлена под сомнение. В мае 1942 г. ГКО примет постановление о выселении из Краснодарского края и Ростовской области иностранных подданных и лиц, «признанных социально опасными». Выселению также подлежали лица немецкой и румынской национальности, крымские татары и иностранные подданные (греки). 12 октября 1943 г. принимается указ Президиума Верховного Совета СССР, одобренный Политбюро, а 14 октября и постановление СНК СССР о выселении карачаевцев. Завершится 1943 г. постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) от 27 декабря, которое санкционировало Указ Президиума ВС СССР «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР и об административном устройстве ее территории». На следующий день СНК СССР принял постановление о выселении всех калмыков в Алтайский и Красноярский края, а также в Омскую и Новосибирскую области. Уже ко 2 января 1944 г. практически все калмыки в результате спецоперации были выселены из пределов республики за Урал. В конце февраля – начале марта в соответствии с постановлением ГКО от 31 января 1944 г. будет проведено выселение чеченцев и ингушей. Помимо основного решения ГКО 31 января будут приняты два специальных постановления «О мероприятиях по размещению спецпереселенцев в пределах Казахской и Киргизской ССР» и «О мерах по подготовке и осуществлению перевозки спецпереселенцев с Северного Кавказа в Казахстан и Киргизию». В результате проведения операций по выселению чеченцев, ингушей, калмыков и карачаевцев, подведет итог Берия в докладной записке Сталину, было выселено в восточные районы СССР 650 тыс. человек. На основе докладной записки Берии Сталину решением Политбюро от 7 марта будет ликвидирована Чечено­-Ингушская АССР.

5 марта ГКО примет постановление «Об организации дополнительной отправки 40 тыс. спецпереселенцев в Казахстан и Киргизию из Кабардино­Балкарской АССР». В марте продолжится начатая в 1943 году депортация калмыков. Распоряжением СНК СССР от 11 марта калмыки будут выселены из Ростовской и Сталинградской областей, а затем и из других областей страны. Еще одно из таких решений – о переселении балкарцев – будет принято в апреле 1944 г. Указ Президиума ВС СССР от 8 апреля 1944 г., предварительно одобренный Политбюро, санкционировал факт переселения балкарского населения и переименования Кабардино­-Балкарской АССР в Кабардинскую АССР.

В мае – июне ГКО примет серию постановлений о депортациях из Крыма. Первое такое постановление будет принято 2 апреля 1944 г. В постановлении от 11 мая будет сказано: «В период Отечественной войны многие крымские татары изменили Родине, дезертировали из частей Красной армии… вступали в сформированные немцами добровольческие татарские воинские части, боровшиеся против Красной армии… особенно отличались своими зверскими расправами по отношению советских партизан…». Учитывая изложенное, ГКО принял решение «всех татар выселить с территории Крыма и поселить их на постоянное жительство в качестве спецпоселенцев в районах Узбекской ССР». При этом был установлен определенный порядок и условия выселения, предусматривающие «приемку скота, зерна, овощей и других видов сельхозпродукции… с выпиской обменных квитанций на каждый населенный пункт и на каждое хозяйство». В областях расселения создавались специальные комиссии для решения вопросов, связанных с приемом и размещением прибывающих спецпереселенцев, которым предполагалось также выдавать ссуды на строительство домов и на хозяйственное обзаведение, наделить прибывающих спецпереселенцев приусадебными участками и др. 21 мая будет принято постановление ГКО, разрешающее НКВД СССР «направить в целлюлозно­бумажную промышленность и леспромхозы Наркомлеса… 10 000 семейств переселяемых крымских татар». 29 мая будет принято постановление ГКО о выселении крымских татар и греков с территории Краснодарского края и Ростовской области. 2 июня ГКО примет постановление о дополнительном выселении «с территории Крыма 37 000 немецких пособников из числа болгар, греков и армян». 24 июня ГКО примет постановление о выселении на время войны из Крыма в Узбекистан «местных жителей турецкого, греческого и иранского подданства, имеющих на руках просроченные национальные… паспорта». Итоги «крымских» операций Берия подведет в своей докладной на имя Сталина с ходатайством о награждении работников НКВД – НКГБ. В ней он сообщит о том, что «в период с апреля по июль» была проведена очистка территории Крыма от антисоветских, шпионских элементов, а также выселены в восточные районы Советского Союза крымские татары, болгары, греки, армяне и лица иностранного подданства. В результате было «изъято антисоветского элемента 7833 чел.», «выселено спецконтингента 225 009 чел.» Крымская АССР будет упразднена и преобразована в Крымскую область.

24 июля 1944 г. Берия направит Сталину записку о переселении турок, курдов и хемшилов из приграничных районов Грузинской ССР в Казахстан, Узбекистан и Киргизию. На ее основе ГКО через неделю примет соответствующее постановление. Выселение будет сопровождаться усилением пограничного режима.

Депортации народов носили внесудебный характер, они станут зримым воплощением репрессивного характера политического режима, существовавшего в СССР в этот период. Они будут позиционироваться  как акт возмездия за преступления представителей тех или иных народов против советского государства и будут построены на принципе коллективной ответственности. Как и другие репрессивные акции, депортации были призваны выполнить прежде всего функции устрашения собственных подданных с целью поддержания формальной лояльности, повышения управляемости и неукоснительного исполнения приказов.