5 мая 2018 года исполнилось 200 лет со дня рождения Карла Маркса. Слова Энгельса о том, что «имя его и дело переживут века», оказались пророческими. За прошедшие со времени смерти Маркса 135 лет он стал одной из главных культовых фигур ХIХ века. Имя Маркса обросло мифами, а реальный облик заменили плакатные изображения и скульптурные монументы. Огромное наследие Маркса после крушения Советского Союза оказалось отодвинутым на периферию общественного сознания при том, что в во многих странах мира Маркс и сегодня остается притягательной личностью планетарного масштаба, а многие его идеи остаются в фокусе общественного внимания и актуальной политики. Не случайно «Манифест Коммунистической партии» и первый том «Капитала» в 2013 г. внесены в список «Памяти мира» ЮНЕСКО как печатные издания всемирного значения, оказавшие огромное влияние на развитие истории человечества. Осенью 1999 г. по результатам проведенного британской корпорацией «ВВС» голосования Маркс возглавил список наиболее выдающихся людей второго тысячелетия.
К настоящему времени исследование научного наследия Маркса поднялось на качественно новый уровень. Выходят в свет тома Полного собрания сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса на языках оригинала (Marx-Engels-Gesamtausgabe – МЭГА), для обеспечения издания которого был создан Международный фонд К. Маркса и Ф. Энгельса (соучредители: РГАСПИ, Международный институт социальной истории (Амстердам), Фонд им. Фридриха Эберта, Берлинско-Бранденбургская академия наук).
РГАСПИ располагает уникальным по своему историческому и художественному значению собранием подлинных документов, книг, фотографий, личных вещей Маркса и членов его семьи, обширными материалами о деятельности Маркса, его друзей и единомышленников. Фонды и коллекции документов РГАСПИ по политической и социальной истории стран Западной Европы ХVII – начала ХХ веков дают возможность показать жизнь и деятельность Маркса в широком историческом контексте. Музейная коллекция РГАСПИ, собранная в основном в 1920-х гг. при непосредственном участии и под руководством первого директора Института К. Маркса и Ф. Энгельса Д.Б. Рязанова, может соперничать со многими зарубежными музеями.
История жизни Маркса тесно переплелась с историей его идей. Своими главными научными достижениями сам Маркс называл материалистическое понимание истории, вызвавшее переворот в понимании всемирной истории, и открытие закона прибавочной стоимости. На науку Маркс смотрел как на могущественный рычаг истории, как революционную силу преобразования общества. Но подлинной стихией Маркса была борьба – борьба за социальное переустройство общества, ликвидацию эксплуатации человека человеком, создание общества на основе равенства, подлинной свободы и справедливости. И не вина Маркса, если его идеи не всегда понимались верно, обожествлялись, догматизировались, а то и до неузнаваемости искажались.
Коллекции документов и музейных фондов РГАСПИ о жизни и деятельности Маркса и по истории марксизма в целом представлены в настоящей виртуальной выставке в виде шести разделов, объединенных общим замыслом.
Раздел 1. Три источника и три составные части марксизма
Теория Маркса возникла и формировалась как естественное продолжение развития общественной истории, главных идейных течений и передовых достижений науки XIX века. «Вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила. Его учение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма». (Ленин).
Данный раздел выставки знакомит с главными идейными и теоретическими источниками марксизма, представленными в виде немецкой классической философии, английской классической политической экономии и французского утопического социализма, сформировавшегося в непосредственной связи с революционными учениями и традициями Франции.
Марксизм возник в результате критического осмысления и творческой переработки передовых идей европейской общественной и научной мысли ХIХ в. На протяжении всей жизни Маркс углублял, конкретизировал, при необходимости корректировал и обогащал свою теорию достижениями современной ему научной мысли и революционной практики.
Раздел 2. Карл Маркс: человек, мыслитель, революционер
Второй, центральный, раздел выставки посвящен личности Маркса и основным этапам его жизни и деятельности. В РГАСПИ сосредоточены документы и свидетельства по каждому периоду жизни и деятельности Маркса, истории создания и распространения практически всех его работ, в том числе не опубликованных.
2.1. Биография. В этой части представлены генеалогия, биографический очерк и хроника жизни Маркса, документы личного характера (письма Маркса и его жены Женни, книга любовной лирики юного Маркса, посвященной его невесте, страницы из альбома дочерей Маркса с текстами исповедей Маркса, Женни Маркс, Энгельса, фотографиями Маркса и др.), личные предметы, принадлежавшие Марксу и членам его семьи. РГАСПИ располагает уникальными документами и артефактами личного характера: свидетельством о рождении К. Маркса, аттестатом зрелости Маркса-выпускника Трирской гимназии, комплектом документов, связанных с защитой Марксом докторской диссертации в Йенском университете, перепиской молодого Маркса с его отцом и невестой, Женни фон Вестфален, их брачным договором, портретами членов семьи, личными вещами, принадлежавшими членам семьи Маркса и их друзьям, фотоальбомами с фотографиями и автографами Маркса, членов его семьи, соратников и современников Маркса.
2.2. Издательская деятельность К. Маркса (выпуск газет), сотрудничество в газетах. В этой части содержится информация о журналистской деятельности Маркса в 1840-х, 1850-х и 1860-х гг. как важнейшей стороны деятельности Маркса.
Страницы биографии Маркса в обоих подразделах выставки отражены в рисунках правнука Маркса художника Фредерика Лонге и работах других художников. Гравюры современного художника Л.В. Козлова представляют часть первой и оставшейся единственной в мире изобиографии в рисунках, воспроизводящих страницы жизни Маркса и Энгельса.
Раздел 3. Революционные движения и организации в Европе
По насыщенности поворотными событиями в самых различных сферах жизни общества XIX век занимает одно из лидирующих мест в мировой истории. Девизом этого столетия по праву могут считаться слова русского экономиста Н.И. Тургенева «Что ни почта, то революция!». Заметный демографический рост, перемены в традиционной агрикультуре, научные открытия и технические изобретения породили промышленную революцию, обернувшуюся, вопреки ожиданиям, обострением социальных конфликтов и целой чередой революций политических (1820, 1830, 1848, 1871).
Опыт европейских буржуазных революций оказал огромное влияние на формирование основ научного коммунизма. История Французской революции 1789-1799 гг., революций 1848-1849 гг. в Европе и Парижской коммуны представлена в архивных и музейных коллекциях РГАСПИ богатейшими материалами. Главное их содержание – возможность показать наряду с историей «великих людей» историю «народа» как одного из главных персонажей политической истории XIX века. Иконография знаковых революционных событий и их главных действующих лиц о зримо представляют исторический контекст, в котором создавался «Манифест Коммунистической партии» и разрабатывалась концепция диктатуры пролетариата. РГАСПИ имеет обширное собрание изданий «Манифеста Коммунистической партии» на разных языках мира, включая редчайшие экземпляры первых европейских и российских изданий.
В данном разделе представлены документы и материалы, связанные с созданием Союза коммунистов, Всеобщего германского рабочего союза, Международного Товарищества Рабочих (Первого Интернационала), подготовивших создание пролетарских партий в различных странах мира и развитие социал-демократии.
Раздел 4. «Капитал».
Данный раздел раскрывает исторический контекст, в котором формировались экономические взгляды Маркса, приведшие к открытию закона прибавочной стоимости. Промышленный переворот, технические новинки не решали проблем общества, более того – создавали новые, еще более серьезные проблемы (движение разрушителей машин, исход из деревни, слом традиционного образа жизни, безработица и т.д.). На смену «облагораживающему кровь землевладению» пришли «презренные деньги», но законы этой новой экономической системы долгое время оставались предметом самых острых дискуссий среди ученых и общественных деятелей. На историческую сцену выходит пролетариат, конфликт которого с капиталом оказывает все более влиятельное воздействие на ход исторического процесса. Архивные и музейные коллекции РГАСПИ по социально-политической истории XIX века позволяют наглядно продемонстрировать все явления этой противоречивой эпохи.
Исследование внутренних законов функционирования и развития капиталистического способа производства – таков предмет исследования главного труда Маркса – «Капитала». В «Капитале» Маркс впервые теоретически раскрыл механизм создания прибавочной стоимости в результате присвоения капиталом неоплаченного труда рабочего. «С тех пор как на земле существуют капиталисты и рабочие, не появлялось еще ни одной книги, которая имела бы такое значение для рабочих…» (Энгельс). С выходом «Капитала» провозглашенная в «Манифесте Коммунистической партии» идея о неизбежности революционной смены капитализма обществом, построенном на отрицании частной собственности на средства производства, получила теоретическое обоснование. «Капитал» – «главное и основное сочинение, излагающее научный социализм» (Ленин). РГАСПИ располагает полным комплектом черновых рукописей «Капитала», личными экземплярами различных изданий этого труда с правкой автора, отражающей процесс неустанного совершенствования текста «Капитала», которому Маркс отдал 40 лет своей жизни.
Раздел 5. Маркс и Россия
В пореформенной России, вступившей на путь капиталистического развития, появление в 1872 г. русского перевода «Капитала» инициировало острые теоретические дискуссии по поводу перспектив экономического и социального развития России. В данном разделе выставки представлены наиболее значимые документальные источники, раскрывающие отношение Маркса к России, показан круг русских современников, общавшихся с Марксом на протяжении всей его жизни. Первыми русскими знакомыми Маркса были русские эмигранты М.А. Бакунин, В.П. Боткин, Г.М. Толстой, друг Герцена журналист Н.И. Сазонов, литератор П.В. Анненков, с которыми он познакомился в Париже и Брюсселе в 1840-е гг. В 1860–1870-е гг., после выхода «Капитала», круг русских знакомых Маркса составляли в основном представители революционной эмиграции, которые стремились изучать и пропагандировать теорию Маркса в России. В последнее десятилетие жизни Маркс специально занимался изучением экономического развития России, историей страны в целом, а выучив русский язык, читал в подлиннике художественную и экономическую литературу. К 1917 г. Россия занимала первое место по числу опубликованных переводов работ Маркса и Энгельса на иностранный язык.
Особое внимание уделено характеристике русского марксизма, представленного трудами наиболее значительных его представителей в лице Г.В. Плеханова и В.И. Ленина.
В завершающающей части данного раздела показаны документы, связанные с созданием и деятельностью Института К. Маркса и Ф. Энгельса в Москве как уникального научного марксоведческого центра, в котором в результате многолетней собирательской и исследовательской деятельности оказалось сконцентрировано все сохранившееся наследие Маркса и Энгельса (либо в подлинниках, либо в фотокопиях) и который разработал принципы их научной публикации, сохраняющие свое значение не только на протяжении всего советского периода, но и сегодня.
Раздел 6. Образ Маркса и его наследие
Основное внимание в настоящем разделе уделено образу Маркса в русской и советской культуре. Тесные связи Маркса с русским революционным движением способствовали складыванию его образа в русской культуре задолго до 1917 г., основные черты которого были заимствованы деятелями искусства и литературы в рамках ленинского плана монументальной пропаганды. Формы и методы советской художественной пропаганды различались в разные исторические периоды, имели своеобразие в республиках СССР, ретранслировались на другие страны и регионы мира.
Представленная в музее К. Маркса и Ф. Энгельса советская иконография Маркса была знаменита, прежде всего, работами художников Н.И. Фешина, Н.И. Жукова, Л.В. Козлова, Е.Н. Шапиро, В.Г. Старова, скульпторов Б.И. Шаца, А.С. Голубкиной, С.С. Алёшина, Л.Е. Кербеля и др.