Федеральное архивное агентство

Российский государственный архив социально-политической истории

Синодальный комитет Русской Православной Церкви

по взаимодействию с казачеством

Департамент национальной политики и межрегиональных связей

города Москвы

 

представляют

историко-документальную выставку


«Казачество в Отечественной войне 1812 года и освободительном походе русской армии 1813-1814 годов»


Участники:

Российский государственный военно-исторический архив

Государственный исторический музей

Музей-заповедник «Бородинское поле»

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи

Смоленский государственный музей-заповедник

 

      В 2022 году исполняется 210 лет событиям Отечественной войны 1812 года, вызвавшим патриотический подъем и национальную консолидацию, ставшими одной из славных страниц героического прошлого России. Победа над одной из лучших в то время армий мира стала результатом мобилизации сил народа и всех сословий Российской империи. Всякому, кто знаком с историей тех памятных событий, известно, какую роль в военных действиях сыграли казаки - донцы, оренбуржцы, уральцы, черноморцы, представители других казачьих войск.

Уже в самом начале боевых действий казаки одержали победу над французско-польской кавалерией в боях под Кореличами и Миром, обеспечив время для отхода 2-й Западной армии генерала  П.И. Багратиона. В Бородинском сражении участвовали 22 казачьих полка и 2 конно-артиллерийские роты. Рейд в тыл противника кавалерийских частей под командованием наказного атамана Войска Донского, генерала от кавалерии М.И. Платова и генерал-лейтенанта, генерал-адъютанта, командира 1-го кавалерийского корпуса Ф.П. Уварова задержал решающую атаку французов, позволив русским войскам перегруппироваться, что и предрешило исход Бородинской битвы. Особенно велика роль казачьих подразделений в партизанских рейдах по тылам врага, а затем и в преследовании отступающей Наполеоновской армии в 1812 г. Сражения при Тарутине, Малоярославце, на р. Вопь, при Красном, Березине, Ковно и Вильно также вписаны в славную историю казачества. В бою под Малоярославцем отряд донских казаков едва не взял в плен императора Наполеона. Имена казачьих военачальников того времени широко известны. Среди них И.Е. Ефремов, А.В., В.Д., Г.Д., И.Д., Н.В., О.В. Иловайские, Д.Е. Кутейников, В.В. Орлов-Денисов, М.И. Платов. Матвей Иванович Платов (1753-1818), один из наиболее известных русских полководцев того времени, стал одним из символов побед русского оружия.

В период после Бородинского сражения наказной атаман Войска Донского А.К. Денисов сформировал 26 казачьих полков. Уральское казачество направило в действующую армию 4 полка. Были сформированы 4 казачьих полка из потомков украинских казаков. Казачьи воинские традиции сыграли важную роль и в формировании губернских ополчений. Конные полки, создававшиеся в их составе, получали название казачьих. Для их обучения нередко направляли небольшие команды казаков. На казачьих территориях, как и по всей стране, проходили акции сбора пожертвований. Так, Донское Войсковое дворянство предоставило 1500 лошадей, торговые казаки пожертвовали 100 тыс. рублей на нужды донского ополчения. В Черноморском крае также прошла кампания по сбору пожертвований на военные нужды. Собрано было более 114 тыс. руб.

Важную роль сыграли казаки и в сражениях при Кацбахе, под Кульмом, Лютценом, Баутценом, Лейпцигом, Краоном, Фер-Шампенуазом и других решающих боях заграничного освободительного похода 1813-1814 гг. Казаки с боями дошли до Парижа, где встали бивуаком на Елисейских полях.

На выставке представлены документы, раскрывающие роль казаков в истории Отечественной войны 1812 года и освободительном походе русской армии 1813-1814 гг.  Среди них – манифесты  и указы императора Александра I, распоряжения военного министра и командующих армиями по казачьим войскам, рапорты о военных действиях и подвигах рядовых казаков и казачьих офицеров, военные карты, планы сражений, портреты казачьих военачальников, гравюры с изображением сражений и казаков в форме различных войск, карикатуры. Они отражают не только военные действия, но и общественное значение казачества, представляют образ казака, сложившийся в общественном сознании россиян и европейцев в первые десятилетия XIX в.