В мае 1919 г. в Ставрополе было образовано Временное Высшее Церковное управление Юго-Востока России (ВВЦУ). С сентября 1920 г. его фактическим главой становится митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий). Учреждение ВВЦУ было легитимизировано изданием Постановления Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 7/20 ноября 1920 г.23 октября (5 ноября) 1920 г. ВВЦУ вынесло решение, что все русские Церкви за границей «считает в своем подчинении до установления связи с Святейшим Патриархом Московским». Поддерживавшие эту организацию иерархи эвакуировались в Константинополь вместе Русской армией генерала П.Н. Врангеля21 ноября - 3 декабря 1921 г. в Сремских Карловцах на территории Югославии был учрежден Всезаграничный Русский Церковный Собор, выступивший против власти большевиков. 31 августа 1922 г. был образован Временный Священный Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), который  возглавил митрополит Антоний Храповицкий. 

Роль Церкви была решающей в сохранении культурных традиций казачества, его самосознания. В апреле 1920 г., после эвакуации из Новороссийска Вооруженных сил Юга России генерала А.И. Деникина, казаки оказались на греческом о. Лемнос в Эгейском море. 13-16 ноября 1920 г. состоялась эвакуация Русской армии генерала П.Н. Врангеля из Крыма. С первых же дней своего пребывания на острове Лемнос с благословения епископа Екатеринославского и Новочеркасского Гермогена казаками во втором Донском лагере была основана церковь. Вскоре были основаны новые церкви. Планировалось построить постоянное церковное здание, но этот проект не увенчался успехом. Точно также и высаженные на остров осенью 1920 г. донские, кубанские, терские и астраханские казаки, эвакуированные вместе с Русской армией Врангеля, создавали церкви, которые размещались в палатках и бараках. Ни одна торжественная дата православного календаря не обходилась без официальных поздравлений и коллективного празднования в лагерях русских беженцев. Проводились массовые молебны, крестные ходы.

Постепенное расселение казаков по странам Европы, Азии и Америки в 1920-е гг., придавало новую роль церкви. Собственные церковные приходы становятся центрами общественной жизни казаков и представителей др. общностей русской эмиграции. В рамках церковных приходов осуществляется организация взаимопомощи, просветительская и благотворительная деятельность. В церквях хранились реликвии казачьих войск и знамена подразделений белых армий. Церковные предметы сохранялись во многих образовательных учреждениях русской эмиграции. Ярким примером здесь являются казачьи кадетские корпуса, действовавшие в Югославии.

 

In May 1919, the Provisional Higher Church Administration (PHCA) of the Russian South-East was formed in Stavropol. Since September 1920, Metropolitan Anthony (Khrapovitsky) of Kiev and Galicia has become its actual head. The establishment of the PHCA was legitimized by the publication of the Resolution of Patriarch Tikhon, the Holy Synod and the Supreme Church Council of November 7/20, 1920. On October 23 (November 5), 1920, the PHCA issued a decree, claiming that all Russian Churches abroad “are considered to be its subordinates until the link with the Holy Patriarch of Moscow is clarified”. The hierarchs who supported this organization were evacuated to Constantinople together with the Russian army of General P.N. Wrangel. On November 21 – December 3, 1921, the All-Diaspora Russian Church Council was established in Sremski Karlovtsy, on the territory of Yugoslavia. Its participants opposed the rule of the Bolsheviks. On August 31, 1922, the Provisional Holy Synod of Bishops of the Russian Orthodox Church Outside of Russia (ROCOR) was formed, headed by Metropolitan Anthony Khrapovitsky. The Church played a decisive role in preserving Cossacks cultural traditions and their self-awareness. In April 1920, after the Armed Forces of the Russian South, headed by General A.I. Denikin, had been evacuated from Novorossiysk, the Cossacks ended up on the Greek island Lemnos in the Aegean Sea. On November 13-16, 1920, the Russian army of General P.N. Wrangel left Crimea. From the very first days on Lemnos, Cossacks founded a church in the 2nd Don camp, blessed by Bishop Hermogenes of Yekaterinoslav and Novocherkassk. And new churches were founded soon. Cossacks also planned to build a permanent church building, but this idea failed. In the same way, the Don, Kuban, Terek and Astrakhan Cossacks, landed on the island in the fall of 1920 and evacuated together with Wrangel’s Russian army, set up churches in tents and barracks. All and any solemn date of the Orthodox calendar was followed by official congratulations and collective celebrations in the camps of Russian refugees. Mass prayers and religious processions were held. The gradual Cossacks resettlement throughout Europe, Asia and America in the 1920s enhanced the role of the church. Parishes concentrated social life for the Cossacks and representatives of other communities of the Russian emigration. They also became centers of mutual aid, educational and charitable activities. Churches kept Cossack troops relics and the banners of the White armies units. Church artifacts were preserved in many educational institutions of the Russian emigration – the Cossack cadet corps operating in Yugoslavia have been a good example.